Краткая теория: пьезоэффект состоит в том, что при давлении на некоторые кристаллические тела, называемые пьезоэлектриками, на противоположных гранях этих тел возникают равные по величине, но разные по знаку электрические заряды.Т.е.под воздействием внешней переменной механической силы на пьезоэлементе возникает переменное напряжение той же частоты.

Предистория: Начиналось всё забавно – брался простой телефонный динамик с металлической мембраной, к мембране перпендикулярно приклеивалась булавка – концом упиралась в деку акустической гитарки – и вот оно счастье!!! Суперсъёмник минимальными средствами!

Дальше – проще, пьезик от часов Montana, купленный за бешеные деньги у серьёзной фирмы Guitar Сolledge, отечественные таблетки, подпорожковые датчики…

В приобретённом справочнике по звукоснимателям увидел вот такое чудо:

Фото 1. Пьезобридж от Fishman

Фото 2. ЛП с установленным пьезобриджем от Shadow

Обыкновенный tune-o mattic – с пьезодатчиком в каждой кобылке. Т.е. звук с обычной цельнокорпусной электрогитары можно снять с помощью пьзоэлементов. Идея привлекла бесконечностью развития – от смешивания сигналов от электромагнитных и пьезодатчиков или разведением разных струн по разным каналам до установки MIDI конвертера. Загорелся идеей, остыл быстро, увидев цену в ближайшем музыкальном магазине. Но всё же от идеи не отказался.

Исходные данные: Итого имелось – голова с идеей – 1 шт, гитарка, уже привыкшая в переделкам – 1 шт, руки парные из правильного места – ровно две.

Знакомимся. Моя гитарка - Jolana Diamant


Фото 3. Diamant.


Фото 4. Бридж.

Так вот мне повезло, и судьба столкнула меня с замечательным человеком, благодаря которому я стал обладателем пьезокерамики различной толщины и нескольких кобылок для бриджа, правда «другой системы» видимо под LP, но с переделкой подходящих для моей гитарки.

Фото 5. Кобылки

Фото 6. Пьезокерамика.

Cверху и снизу керамики– посеребренный токопроводящий слой.

Керамика пилится надфилем, относительно легко обрабатывается шкуркой и напильниками. Токопроводящий слой паяется, что вообще-то нежелательно, может просто отслоиться от основы.

После консультаций со специалистом , ломания головы, семьразотмеривания и одноразопорезания был рождён план. По порядку:

Пьезодатчик

Пьезоэлемент предполагается поместить в выфрезированное(гля, выговорил!) углубление, посему к нему необходимо подвести проводок, что решил сделать так:

пьезоэлемент вытачивается под форму углубления с небольшим запасом по периметру, в районе 0.5мм

Самое интересное – как цепляться к контактам пьезоэлемента, т.е верхнему и нижнему токопроводящим слоям, с учётом того, что ещё должна быть «нашлёпка» – направляющая, на которую будет опираться струна. Делается так:

Берётся фольгированный гетинакс, вырезается по форме дна кобылки, вытравливается островок на который и будет приклеиваться пьезоэлемент, и чуть-чуть фольги для припаивания проводка – здесь будет жить «+»-й сигнал. Я клеил эпоксидкой зажав аккуратно в тиски, т.к. чем тоньше будет слой клея – тем меньше будет потеря полезного сигнала. Т.е. получается емкостная связь, без непосредственного соприкосновения деталей.

Фото 7. Заготовки датчика. Протравленный гетинакс слева, пьезоэлемент справа.

Фото 8. Пьезик с «+»-м контактом.

Фото 9. Гетинакс обточен под углубление.

Фото 10. Тренировочное погружение.

Направляющая для струны (нашлёпка) – Выточил из латуни, контур повторяет размеры пьезоэлемента, важный момент – струна должна ложиться как можно ближе к центру направляющей, для более равномерного распределения нагрузки на пьезик.

Верхний минусовой контакт – лучше конечно сделать точно так же как и с «+», но я на свой страх и риск сделал проще – выточил нашлёпки для струн и просто припаял их к верхнему слою. Экран провода припаял непосредственно к самой нашлёпке. Такой способ не рекомендуется, ибо при боковых нагрузках может отслоиться токопроводящий слой!

Фото 11. Пьезодатчик с нашлёпкой.

Кобылка дорабатывается под реальный бридж, сверлятся отверстия под проводок и болт, нарезается резьба для регулировочного винтика, бортики срезаны под струну.

Фото 12. Примерка новых кобылочек.

Фото 13. Натюрморт: Сверло. Кобылка. Медиатор. Пьезосенсор.

Фото 14. Припаял проводочек.

Итак, контакты припаяны, просунув проводок в отверстие устанавливаем приклеиваем элемент в кобылку. Место выхода проводка на всякий случай залил смолой – что случайно не выдернуть и не оборвать. На проводки одел чёрный кембрик, маскировка, ага.

Фото 15. Бридж почти готов.

После установки всех элементов провода просунул в щель м/у рамкой и электромагнитным датчиком.

Фото 16. Пьезобридж, окончательный вид.

Фото 17. Гитарка с пьезобриджем.

Электроника

Можно и без неё, но потеря сигнала и фон обеспечен.

Самый простой вариант – установить повторитель для пьезодатчика, к примеру взять из схемы ниже (Т2Т3С2), переключатель сигналов «э/м-пьезо» и на этом успокоиться. понадобится только подбор полевиков - Как измерить эти параметры см статью :

Более интересный вариант – блендер. Устройство для смешивания сигналов пьезо и э/м датчиков. Схема несложная, но интересная:

Рис. 17. Блендер. Принципиальная схема.

Полевики:

Т1 – SK170

Т2 – КП303Г

Т3 – КП303А

Т4 – КП303А

Фото 18. Блендер, внешний вид.

Сигнал с электромагнитного датчика поступает на повторитель с источником тока в нагрузке T2T3, с пьезы же на усилитель напряжения T1. Усиление сигнала с пьезы задаётся конденсатором С1, ёмкость больше, усиление меньше, подстроить рабочую точку можно подобрав резистор R3. Далее с обоих каскадов сигналы суммируются после сдвоенного резистора и на оконечный усилитель, здесь же R13 – отвечает за рабочую точку, R14 – за усиление.

В данном случае постарался, чтобы уровень выхода схемы примерно равнялся уровню выходного сигнала пассивного магнитного датчика, ибо мне так удобней.

Ещё момент – для устранения разницы в уровне сигнала с отдельных пьезодатчиков можно использовать такой способ – подключение последовательно пьезику конденсатора. но таким способом можно только уменьшить значение выходного сигнала. В моём случае не понадобилось.

Всё что можно – нужно экранировать. Независимо от конструкции пьезоэлемент экранировать полностью, провода –в экран, электронику в экран, медиатор.. – нее, медиатор – в руки! Если всё сделано нормально – то по отсутствию фона/шума пьезик не глядя делает любой хамбакер!

Итого – в крайних положениях переменника, либо звук пьезодатчика, либо родного хамаба. Посередине оч.интересный момент, в конкретной точке регулятора, м/у 4 и 5 – видимо точно 50% смесь сигналов – плотное, богатое звучание. если ровно на 4-ку – то атака пьезы с примесью СЧ от катушек, 5-ка же родной звук эл.гитарки обогащённый обертонами пьезы, причём всё это очень хорошо ощутимо на слух. Зоны же 1-4 и 5-10 не особо отличаются от крайних положений. На практике примерно одинаково использую все варианты подключения датчиков.

Теперь о смысле – а для чего всё это? А вот для чего:

Во первых звук получаемый с помощью пьезодатчика более богат тембрами, более ярок и гораздо ближе к оригинальному звучанию неподключенной электрогитары. Ощущения при игре –совершенно другие, отличаются от игры со стандартными датчиков. Более чётко слышно нюансы игры, как положительные так и отрицательные – любую лажу, которую не заметно с катушечными датчиками, слышно сразу. Наиболее ярко пьезодатчики проявляют себя при игре арпеджио, и просто перебором струн. Очень красиво получаются легатные приёмы.

Недостатки: несколько специфическое звучание струн в обмотке, а также становятся слышны некоторые посторонние звуки – болтающиеся колки, пружинки и.т.д.

Еще один ньюанс –хороший результат получается при использовании басовой техники игры – сдёргивании струны в сторону деки – плотное мощное звучание, поэтому пьезобридж для баса очень перспективный вариант!

А теперь – примеры звучания, записанные напрямую во встроенную звуковую карту компьютера, что не есть хорошо, но тем не менее. Вообще пробовал подключать к бытовому усилителю, компьютеру, к процессору, комбу.. наиболее понравился вариант в случае подключения к ламповому комбику. Режутся резкие ВЧ, плюс теплота лампы вот оно самое то! К сожалению примеры звучания в комб не могу записать из-за отсутствия соответствующего микрофона и опыта записи с ним.

На сегодняшний день использую своё творение уже полторагода, играю примерно одинаково часто, как с чисто магнитными датчиками, так и с пьезо, хотя чаще всё-таки в их миксе.

Цель сей статьи – в привлечении внимания к теме использования пьезодатчиков для сьёма сигнала с электрогитары. Конечно же ,процесс изготовления довольно сложен, требует определённых навыков и ювелирности изготовления, поэтому купить готовое изделие гораздо проще и удобней. Ну а если руки чешутся – добро пожаловать в наши ряды!

Полезные ссылки по теме:

http://www.nspickups.ru/

http://guitar.ru/articles/pickup/

http://www.sugardas.lt/~igoramps/article44.htm

Отдельное спасибо Николаю Николаевичу Савинову, за материалы, консультации и терпение – от всего сердца!

Спасибо Шурику Осьмухину (Shoewreсk), Виктора Кемпфу (xbananov), за схемы, советы и поддержку.

Даёшь пьезу в массы!!

Куничев Денис (DENVЁR)

denver1{sцabaka}bk.ru